Русский язык
В результате изучения учебного предмета
«Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
использовать
языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
–
использовать
знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
–
создавать устные
и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров
(тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации,
рефераты, доклады, сочинения);
–
выстраивать
композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
–
подбирать
и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
–
правильно
использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
–
создавать устные
и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой
принадлежностью текста;
–
сознательно
использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в
соответствии с выбранным профилем обучения;
–
использовать при
работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное,
изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
–
анализировать
текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной
информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
–
извлекать
необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый
формат;
–
преобразовывать
текст в другие виды передачи информации;
–
выбирать тему,
определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
–
соблюдать
культуру публичной речи;
–
соблюдать в
речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного
языка;
–
оценивать
собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
–
использовать
основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
–
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном
тексте и видеть взаимосвязь между ними;
–
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые
средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
–
комментировать авторские высказывания на различные
темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
–
отличать язык художественной литературы от других
разновидностей современного русского языка;
–
использовать синонимические ресурсы русского языка для
более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
–
иметь представление об историческом развитии русского
языка и истории русского языкознания;
–
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника
в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
–
дифференцировать главную и второстепенную информацию,
известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
–
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой
информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
–
сохранять стилевое единство при создании текста
заданного функционального стиля;
–
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные
и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;
–
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
–
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и
письма;
–
соблюдать культуру научного и делового общения в
устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
–
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи,
а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
–
осуществлять речевой самоконтроль;
–
совершенствовать орфографические и пунктуационные
умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
–
использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых
средств;
–
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания
при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне
научится:
–
воспринимать
лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
–
рассматривать
язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
–
распознавать
уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
–
анализировать
языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
–
комментировать
авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
–
отмечать отличия
языка художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
–
использовать
синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
–
иметь
представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
–
выражать согласие
или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
–
дифференцировать
главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном
тексте;
–
проводить
самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
–
оценивать
стилистические ресурсы языка;
–
сохранять
стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
–
владеть умениями
информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять
их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
–
создавать отзывы
и рецензии на предложенный текст;
–
соблюдать
культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
–
соблюдать
культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
–
соблюдать нормы
речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
–
осуществлять
речевой самоконтроль;
–
совершенствовать
орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах
русского литературного языка;
–
использовать
основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и
спектра используемых языковых средств;
–
оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит
возможность научиться:
–
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
–
выделять и описывать социальные функции русского
языка;
–
проводить лингвистические эксперименты, связанные с
социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой
деятельности;
–
анализировать языковые явления и факты, допускающие
неоднозначную интерпретацию;
–
характеризовать роль форм русского языка в становлении
и развитии русского языка;
–
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и
представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
–
проводить комплексный лингвистический анализ текста в
соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
–
критически оценивать устный монологический текст и
устный диалогический текст;
–
выступать перед аудиторией с текстами различной
жанровой принадлежности;
–
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию;
–
использовать языковые средства с учетом вариативности
современного русского языка;
–
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности
речи;
–
редактировать устные и письменные тексты различных
стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
–
определять пути совершенствования собственных
коммуникативных способностей и культуры речи.