ООП ООО
Описание образовательной программы
Основная
образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ с. Сурх-Дигора
разработана в соответствии с документами:
‒ Примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
‒ Федеральный закон №273 от
29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
‒ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №69 от 31
января 2012г. «О внесении изменений в
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего образования, утвержденный прикзом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004г. №1089»
‒ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1312 от 09
марта 2004г. «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего оразования» (в редакции от 20 августа 2008г. №241);
‒ Изменения к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации
№1994 от 03 июня 2011г. «Об изменениях в Федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы образовательных учреждений РФ от 09.03.2004г. №1312»;
‒ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №74 от 01
февраля 2012г. «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих
программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 09 марта 2004г. №1312»;
‒ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №22-06-770
от 01.06.2001г. «О соблюдении Законодательства РФ при применении новых
образовательных технологий в образовательных учреждениях»;
‒ Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования
и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе;
В своей деятельности МКОУ СОШ с.
Сурх-Дигора Ирафского района Республики Северная Осетия – Алания руководствуется
Федеральным законом №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской
Федерации», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом
школы, образовательной программой, локальными актами, приказами, в которых
определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников
образовательного процесса.
Образовательная программа
является нормативо-управленческим документом школы, характеризует специфику
собержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Школа – сложная и динамичная
социальная организация. В стенах школы взаимодействуют большое количество
людей, входящие в систему образования, имеющие самые различные образовательный,
культурный, экономический и профессиональный уровень, со своими интересами и
общей задачей.
В соответствии с Федеральным
законом №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
школы и настоящая образовательная программа являются содержательной и
организационной основой образовательной деятельности школы.
Основная образовательная
программа основного общего образования расчитана на 5-летний срок обучения
учащихся 5-9 классов школы – 2018-2023 учебный год.
Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего
образования
Целями реализации основной образовательной
программы основного общего образования являются:
· достижение выпускниками планируемых
результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
·
становление
и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности,
неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации
образовательной организацией основной образовательной программы основного
общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
·
обеспечение
соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС
ООО);
·
обеспечение
преемственности начального общего, основного общего, среднего общего
образования;
·
обеспечение
доступности получения качественного основного общего образования, достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с
ОВЗ;
·
установление
требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы
и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению
индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого
обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на
знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию
необходимых условий для ее самореализации;
·
обеспечение
эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий,
взаимодействия всех участников образовательных отношений;
·
взаимодействие
образовательной организации при реализации основной образовательной программы с
социальными партнерами;
·
выявление
и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся
способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов,
секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием возможностей образовательных организаций дополнительного
образования;
·
организацию
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества,
проектной и учебно-исследовательской деятельности;
·
участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды,
школьного уклада;
·
включение
обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
(населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального
управления и действия;
·
социальное
и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
·
сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Принципы и подходы к формированию
образовательной программы основного общего образования
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный
подход, который предполагает:
·
воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
·
формирование
соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся
в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и
конструирования на основе разработки содержания и технологий образования,
определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата)
личностного и познавательного развития обучающихся;
·
ориентацию
на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося,
его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию;
·
признание
решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и
социального развития обучающихся;
·
учет
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении
образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и
путей их достижения;
·
разнообразие
индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося,
в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с
ОВЗ.
Основная образовательная программа формируется с учетом
психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:
·
с
переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых
только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от
способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели
к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве
мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление
которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней
позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск,
постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных
и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
·
с
осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря
развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в
различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных
действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной
постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной
деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
·
с
формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на
общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с
окружающим миром;
·
с
овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и
сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях
обучающихся с учителем и сверстниками;
·
с
изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от
классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной
исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу
совпадает с первым этапом подросткового развития - переходом к кризису
младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся
началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и
специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и
развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е.
чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и
ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития
(14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:
·
бурным,
скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно
короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей,
интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных
трудностей и переживаний;
·
стремлением
подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
·
особой
чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором
заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
·
обостренной, в
связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм,
ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их
отношениях, порождающей интенсивное
формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; т. е.
моральным развитием личности;
·
сложными
поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков
в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в
этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;
·
изменением
социальной ситуации развития: ростом информационных перегрузок, характером
социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение,
Интернет).
Учет особенностей подросткового возраста, успешность и
своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и
свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с
адекватностью построения образовательного процесса и выбором условий и методик
обучения.
Объективно необходимое для подготовки к
будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует и от родителей
(законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в
семье, смены прежнего типа отношений на новый.